Translation
        Чайковский Петр Ильич (1840 - 1893)  П.И. Чайковский родился в семье горного инженера. В 1850—59 учился в училище правоведения в Петербурге, в 1859—63 служил в Министерстве юстиции. В 1861 поступил в музыкальные классы Петербургского отделения Русского музыкального общества (с 1862 — Петербургская консерватория). Занимался у Н. И. Зарембы (теоретические предметы) и А. Г. Рубинштейна (сочинение). В 1865 окончил консерваторию с отличием. В 1866—1878 профессор Столичной консерватории по классам свободного сочинения, гармонии и инструментовки (среди учеников — С. И. Танеев). В педагогических целях перевёл несколько музыкально-теоретических трудов, написал учебник «Руководство к практическому изучению гармонии» (1872). В 1868 впервые выступил в печати как музыкальный критик. В 1871—76 работал музыкальным рецензентом московских газет «Современная летопись» и «Русские ведомости», борясь за утверждение реалистических принципов в отечественной музыке. Художественные и общественные интересы сблизили Чайковского с Н. Г. Рубинштейном, критиками Н. Д. Кашкиным, Г. А. Ларошем, а так-же с Л. Н. Толстым, А. Н. Островским, артистами Малого театра, в том числе с П. М. Садовским, и др. Связям Чайковского с прогрессивными идейно-художественными течениями 60-х гг. 19 в. способствовало общение (во время частых поездок в Петербург) с членами «Могучей кучки». Уже в 1866—1877 (московский период) приходит расцвет творчества Чайковского, в эти годы созданы: 3 симфонии («Зимние грёзы», 1866; 1872, 2-я ред. 1879; 1875: начата так-же 4-я симфония), несколько программных оркестровых сочинений, в том числе увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869, 2-я ред. 1870, 3-я — 1880), симфоническая фантазии «Буря» (1873) и «Франческа да Римини» (1876), 1-й концерт для фортепьяно с оркестром и «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром (1875), «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), 3 струнных квартета (1871, 1874, 1876), оперы «Воевода» (1868), «Ундина» (1869, уничтожена Чайковским в 1873), «Опричник» (1872), «Кузнец Вакула» (1874, 2-я ред. — «Черевички», 1885), балет «Лебединое озеро» (1876), музыка к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (1873), фортепианные пьесы (в т. ч. цикл «Времена года», 1876), романсы и др. В 1868—72 Ч. так-же переложил для фортепиано в 4 руки 50 русских народных песен из сборников К. П. Вильбоа и М. А. Балакирева, отредактировал сборник русских песен, собранных В. П. Прокуниным. Осенью 1877 Чайковский уехал за границу, где продолжал работу над 4-й симфонией (1876—77) и оперой «Евгений Онегин» (1877—78, пост. 1879, силами учащихся Столичной консерватории; 1881, Большой театр). Благодаря материальной поддержке Н. Ф. фон Мекк (с которой в 1876—90 вёл обширную дружескую переписку, но никогда не виделся) Чайковский смог полностью отдаться композиторскому труду. До 1885 жил то за рубежом (Швейцария, Италия, Франция), то на родине (чаще всего у собственной сестры А. И. Давыдовой в имении Каменка на Украине). Произведения этого периода — оперы «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883), кантата «Москва» (1883); «Торжественная увертюра 1812 год» (1880), «Итальянское каприччио» (1880) и 3 сюиты (1879, 1880, 1883) для оркестра, концерт для скрипки с оркестром (1878), фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882, на смерть Н. Г. Рубинштейна), 2-й концерт для фортепиано с оркестром (1880), «Большая соната» для фортепиано (1878) и др. демонстрируют разнообразие творческих интересов, мастерское использование широкого круга жанрово-стилистических средств. С 1885 Чайковский обосновался в Подмосковье (с 1892 — в Клину). С середины 80-х гг. возобновил активную музыкально-общественную деятельность. Часто бывая в Столице и Петербурге, участвовал в музыкальной жизни, в особенности в мероприятиях Русского музыкального общества (был избран директором Московского отделения общества, 1885) и Столичной консерватории. Премьера оперы «Черевички» в Большом театре (1887) положила начало его дирижёрским выступлениям. В 1887—93 он дирижировал своими преимущественно симфоническими сочинениями, а так-же операми в России и за рубежом. Его творчество получило высокую оценку; в 1892 он был избран член-корреспондентом Академии изящных искусств (Франция), в 1893 ему была присуждена почётная степень доктора музыки Кембриджского университета. В 1885—93 Чайковский создал ряд выдающихся произведений, чередуя трагедийные полотна (оперы «Чародейка», 1887; «Пиковая дама», 1890; программная симфония «Манфред», 1885; 5-я симфония, 1888; 6-я «Патетическая» симфония, 1893) с партитурами, в которых торжествуют свет и радость (балеты «Спящая красавица», 1889; «Щелкунчик», 1892; опера «Иоланта», 1891; оркестровая сюита «Моцартиана», 1887).<br><br> Одна из вершин художественного реализма, музыка Чайковского принадлежит к высшим достижениям отечественной культуры наряду с творчеством А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Вместе с крупнейшими представителями «Могучей кучки» Чайковский входит в плеяду русских музыкальных классиков — продолжателей глинкинских традиций. Тему остроконфликтной серьёзной борьбы человека за право на счастье Чайковский сделал основной в своём творчестве, поднявшись до подлинно трагедийных высот. Чуткий лирик-психолог, он глубоко раскрывал внутренний мир человека. Его увлекали шедевры Данте и У. Шекспира, Пушкина и Дж. Байрона, Н. В. Гоголя и А. Н. Островского, события и колорит различных исторических эпох, картины народной жизни, обрисовка разнохарактерных персонажей, образов природы, сказочная романтика, передача детского мировосприятия. При этом в центре внимания Чайковского всегда находились близкие ему самому чувства, выражаемые с покоряющей правдивостью. Чайковский оперировал богатейшим арсеналом художественных средств, накопленных мировой музыкальной классикой. Но главными источниками его мелодически щедрой музыкальной речи, ярко демократичной и параллельно новаторской по силе лирико-драматической экспрессии, явились русская народная песня (преимущественно городского склада) и русский бытовой романс. Чайковский воплощал настроения, характеры, философские раздумья в их диалектически-сложном, нередко противоречивом непрерывном становлении и развитии при широких образных обобщениях и высоком жизнеутверждающем пафосе. Чайковский — один из величайших композиторов-симфонистов, достойный преемник Л. Бетховена. Симфоническое мышление Чайковского ярко проявилось в различных произведениях его обширного многогранного наследия, для которого характерно взаимообогащение вокальных и инструментальных жанров (в частности, оперы и симфонии). Среди 10 опер Чайковского выделяются написанные на пушкинские сюжеты «Евгений Онегин» (лирические сцены, новейший тип оперы), где композитор воплотил свой идеал «интимной, но сильной драмы», и «Пиковая дама» — непревзойдённая по психологической глубине вокально-симфоническая трагедия. Значительность содержания и параллельно доходчивость выражения отличают оркестровые (программные и непрограммные) произведения Чайковского; его поздние симфонии (4—6-я) — подлинные «инструментальные драмы». 3 балета Чайковского, в которые он внёс принципы симфонической драматургии, ознаменовали новейший этап в истории этого жанра. Популярны концертно-инструментальные (особенно 1-й концерт для фортепиано с оркестром), а так-же камерные сочинения Чайковского, среди которых выделяются многочисленные (104) романсы. Великое гуманистическое искусство Чайковского, оказавшее плодотворное воздействие на многих композиторов конца 19—20 вв., является неиссякаемым источником высоких реалистических традиций для передового музыкального творчества. Музыка Чайковского пользуется всемирной славой. Именем Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, Пермский театр оперы и балета, концертный зал в Столице. С 1958 в Столице проводится Международный конкурс им. Чайковского. Мемориальные музеи Чайковского имеются в Клину, Воткинске, Каменке (Музей Пушкина и Чайковского).  [<A HREF="pudm.html">1</A>] [<A HREF="pudm2.html">2</A>] [<A HREF="pudm3.html">3</A>] [<A HREF="pudm4.html">4</A>] [<A HREF="pudm5.html">5</A>] [<A HREF="pudm6.html">6</A>] [<A HREF="pudm7.html">7</A>] [<A HREF="pudm8.html">8</A>] [<A HREF="pudm9.html">9</A>] [<A HREF="pudm10.html">10</A>] [<A HREF="pudm11.html">11</A>] [<A HREF="pudm12.html">12</A>] [<A HREF="pudm13.html">13</A>] [<A HREF="pudm14.html">14</A>] [<A HREF="pudm15.html">15</A>] [<A HREF="pudm16.html">16</A>] [<A HREF="pudm17.html">17</A>] [<A HREF="pudm18.html">18</A>] [<A HREF="pudm19.html">19</A>] [<A HREF="pudm20.html">20</A>] [<A HREF="pudm21.html">21</A>] [<A HREF="pudm22.html">22</A>] [<A HREF="pudm23.html">23</A>] [<A HREF="pudm24.html">24</A>] [<A HREF="pudm25.html">25</A>] [<A HREF="pudm26.html">26</A>] [<A HREF="pudm27.html">27</A>] [<A HREF="pudm28.html">28</A>] [<A HREF="pudm29.html">29</A>] [<A HREF="pudm30.html">30</A>] [<A HREF="pudm31.html">31</A>] [<A HREF="pudm32.html">32</A>] [<A HREF="pudm33.html">33</A>] [<A HREF="pudm34.html">34</A>] [<A HREF="pudm35.html">35</A>] [<A HREF="pudm36.html">36</A>] [<A HREF="pudm37.html">37</A>] [<A HREF="pudm38.html">38</A>] [<A HREF="pudm39.html">39</A>] [<A HREF="pudm40.html">40</A>] [<A HREF="pudm41.html">41</A>] [<A HREF="pudm42.html">42</A>] [<A HREF="pudm43.html">43</A>] [<A HREF="pudm44.html">44</A>] [<A HREF="pudm45.html">45</A>] [<A HREF="pudm46.html">46</A>] [<A HREF="pudm47.html">47</A>] [<A HREF="pudm48.html">48</A>] [<A HREF="pudm49.html">49</A>] [<A HREF="pudm50.html">50</A>] [<A HREF="pudm51.html">51</A>] [<A HREF="pudm52.html">52</A>] [<A HREF="pudm53.html">53</A>] [<A HREF="pudm54.html">54</A>] [<A HREF="pudm55.html">55</A>] [<A HREF="pudm56.html">56</A>] [<A HREF="pudm57.html">57</A>] [<A HREF="pudm58.html">58</A>] [<A HREF="pudm59.html">59</A>] [<A HREF="pudm60.html">60</A>] [<A HREF="pudm61.html">61</A>] [<A HREF="pudm62.html">62</A>] [<A HREF="pudm63.html">63</A>] [<A HREF="pudm64.html">64</A>] [<A HREF="pudm65.html">65</A>] [<A HREF="pudm66.html">66</A>] [<A HREF="pudm67.html">67</A>] [<A HREF="pudm68.html">68</A>] [<A HREF="pudm69.html">69</A>] [<A HREF="pudm70.html">70</A>] [<A HREF="pudm71.html">71</A>] [<A HREF="pudm72.html">72</A>] [<A HREF="pudm73.html">73</A>] [<A HREF="pudm74.html">74</A>] [<A HREF="pudm75.html">75</A>] [<A HREF="pudm76.html">76</A>] [<A HREF="pudm77.html">77</A>] [<A HREF="pudm78.html">78</A>] [<A HREF="pudm79.html">79</A>] [<A HREF="pudm80.html">80</A>] [<A HREF="pudm81.html">81</A>] [<A HREF="pudm82.html">82</A>] [<A HREF="pudm83.html">83</A>] [<A HREF="pudm84.html">84</A>] [<A HREF="pudm85.html">85</A>] [<A HREF="pudm86.html">86</A>] [<A HREF="pudm87.html">87</A>] [<A HREF="pudm88.html">88</A>] [<A HREF="pudm89.html">89</A>] [<A HREF="pudm90.html">90</A>] [<A HREF="pudm91.html">91</A>] [<A HREF="pudm92.html">92</A>] [<A HREF="pudm93.html">93</A>] [<A HREF="pudm94.html">94</A>] [<A HREF="pudm95.html">95</A>] [<A HREF="pudm96.html">96</A>] [<A HREF="pudm97.html">97</A>] [<A HREF="pudm98.html">98</A>] [<A HREF="pudm99.html">99</A>] [<A HREF="pudm100.html">100</A>] [<A HREF="pudm101.html">101</A>] [<A HREF="pudm102.html">102</A>] [<A HREF="pudm103.html">103</A>] [<A HREF="pudm104.html">104</A>] [<A HREF="pudm105.html">105</A>] [<A HREF="pudm106.html">106</A>] [<A HREF="pudm107.html">107</A>] [<A HREF="pudm108.html">108</A>] [<A HREF="pudm109.html">109</A>] [<A HREF="pudm110.html">110</A>] [<A HREF="pudm111.html">111</A>] [<A HREF="pudm112.html">112</A>] [<A HREF="pudm113.html">113</A>] [<A HREF="pudm114.html">114</A>] [<A HREF="pudm115.html">115</A>] [<A HREF="pudm116.html">116</A>] [<A HREF="pudm117.html">117</A>] [<A HREF="pudm118.html">118</A>] [<A HREF="pudm119.html">119</A>] [<A HREF="pudm120.html">120</A>] [<A HREF="pudm121.html">121</A>] [<A HREF="pudm122.html">122</A>] [<A HREF="pudm123.html">123</A>] [<A HREF="pudm124.html">124</A>] [<A HREF="pudm125.html">125</A>] [<A HREF="pudm126.html">126</A>] [<A HREF="pudm127.html">127</A>] [<A HREF="pudm128.html">128</A>] [<A HREF="pudm129.html">129</A>] [<A HREF="pudm130.html">130</A>] [<A HREF="pudm131.html">131</A>] [<A HREF="pudm132.html">132</A>] [<A HREF="pudm133.html">133</A>] [<A HREF="pudm134.html">134</A>] [<A HREF="pudm135.html">135</A>] [<A HREF="pudm136.html">136</A>] [<A HREF="pudm137.html">137</A>] [<A HREF="pudm138.html">138</A>] [<A HREF="pudm139.html">139</A>] [<A HREF="pudm140.html">140</A>] [<A HREF="pudm141.html">141</A>] [<A HREF="pudm142.html">142</A>] [<A HREF="pudm143.html">143</A>] [<A HREF="pudm144.html">144</A>] [<A HREF="pudm145.html">145</A>] [<A HREF="pudm146.html">146</A>] [<A HREF="pudm147.html">147</A>] [<A HREF="pudm148.html">148</A>] [<A HREF="pudm149.html">149</A>] [<A HREF="pudm150.html">150</A>] [<A HREF="pudm151.html">151</A>] [<A HREF="pudm152.html">152</A>] [<A HREF="pudm153.html">153</A>] [<A HREF="pudm154.html">154</A>] [<A HREF="pudm155.html"><B>155</B></A>] [<A HREF="pudm156.html">156</A>] [<A HREF="pudm157.html">157</A>] [<A HREF="pudm158.html">158</A>] [<A HREF="pudm159.html">159</A>] [<A HREF="pudm160.html">160</A>] [<A HREF="pudm161.html">161</A>] [<A HREF="pudm162.html">162</A>] [<A HREF="pudm163.html">163</A>] [<A HREF="pudm164.html">164</A>] [<A HREF="pudm165.html">165</A>] [<A HREF="pudm166.html">166</A>] [<A HREF="pudm167.html">167</A>] [<A HREF="pudm168.html">168</A>] [<A HREF="pudm169.html">169</A>] [<A HREF="pudm170.html">170</A>] [<A HREF="pudm171.html">171</A>] [<A HREF="pudm172.html">172</A>] [<A HREF="pudm173.html">173</A>] [<A HREF="pudm174.html">174</A>] [<A HREF="pudm175.html">175</A>] [<A HREF="pudm176.html">176</A>] [<A HREF="pudm177.html">177</A>] [<A HREF="pudm178.html">178</A>] [<A HREF="pudm179.html">179</A>] [<A HREF="pudm180.html">180</A>] [<A HREF="pudm181.html">181</A>] [<A HREF="pudm182.html">182</A>] [<A HREF="pudm183.html">183</A>] [<A HREF="pudm184.html">184</A>] [<A HREF="pudm185.html">185</A>] [<A HREF="pudm186.html">186</A>] [<A HREF="pudm187.html">187</A>] [<A HREF="pudm188.html">188</A>] [<A HREF="pudm189.html">189</A>] [<A HREF="pudm190.html">190</A>] [<A HREF="pudm191.html">191</A>] [<A HREF="pudm192.html">192</A>] [<A HREF="pudm193.html">193</A>] [<A HREF="pudm194.html">194</A>] [<A HREF="pudm195.html">195</A>] [<A HREF="pudm196.html">196</A>] [<A HREF="pudm197.html">197</A>] [<A HREF="pudm198.html">198</A>] [<A HREF="pudm199.html">199</A>] [<A HREF="pudm200.html">200</A>] [<A HREF="pudm201.html">201</A>] [<A HREF="pudm202.html">202</A>] [<A HREF="pudm203.html">203</A>] [<A HREF="pudm204.html">204</A>] [<A HREF="pudm205.html">205</A>] [<A HREF="pudm206.html">206</A>] [<A HREF="pudm207.html">207</A>] [<A HREF="pudm208.html">208</A>] [<A HREF="pudm209.html">209</A>] [<A HREF="pudm210.html">210</A>] [<A HREF="pudm211.html">211</A>] [<A HREF="pudm212.html">212</A>] [<A HREF="pudm213.html">213</A>] [<A HREF="pudm214.html">214</A>] [<A HREF="pudm215.html">215</A>] [<A HREF="pudm216.html">216</A>] [<A HREF="pudm217.html">217</A>] [<A HREF="pudm218.html">218</A>] [<A HREF="pudm219.html">219</A>] [<A HREF="pudm220.html">220</A>] [<A HREF="pudm221.html">221</A>] [<A HREF="pudm222.html">222</A>] [<A HREF="pudm223.html">223</A>] [<A HREF="pudm224.html">224</A>] [<A HREF="pudm225.html">225</A>] [<A HREF="pudm226.html">226</A>] [<A HREF="pudm227.html">227</A>] [<A HREF="pudm228.html">228</A>] [<A HREF="pudm229.html">229</A>] [<A HREF="pudm230.html">230</A>] [<A HREF="pudm231.html">231</A>] [<A HREF="pudm232.html">232</A>] [<A HREF="pudm233.html">233</A>] [<A HREF="pudm234.html">234</A>] [<A HREF="pudm235.html">235</A>] [<A HREF="pudm236.html">236</A>] [<A HREF="pudm237.html">237</A>] [<A HREF="pudm238.html">238</A>] [<A HREF="pudm239.html">239</A>] [<A HREF="pudm240.html">240</A>] [<A HREF="pudm241.html">241</A>] [<A HREF="pudm242.html">242</A>] [<A HREF="pudm243.html">243</A>] [<A HREF="pudm244.html">244</A>] [<A HREF="pudm245.html">245</A>] [<A HREF="pudm246.html">246</A>] [<A HREF="pudm247.html">247</A>] [<A HREF="pudm248.html">248</A>] [<A HREF="pudm249.html">249</A>] [<A HREF="pudm250.html">250</A>] [<A HREF="pudm251.html">251</A>] [<A HREF="pudm252.html">252</A>] [<A HREF="pudm253.html">253</A>] [<A HREF="pudm254.html">254</A>] [<A HREF="pudm255.html">255</A>] [<A HREF="pudm256.html">256</A>] [<A HREF="pudm257.html">257</A>] [<A HREF="pudm258.html">258</A>] [<A HREF="pudm259.html">259</A>] [<A HREF="pudm260.html">260</A>] [<A HREF="pudm261.html">261</A>] [<A HREF="pudm262.html">262</A>] [<A HREF="pudm263.html">263</A>] [<A HREF="pudm264.html">264</A>] [<A HREF="pudm265.html">265</A>] [<A HREF="pudm266.html">266</A>] [<A HREF="pudm267.html">267</A>] [<A HREF="pudm268.html">268</A>] [<A HREF="pudm269.html">269</A>] [<A HREF="pudm270.html">270</A>] [<A HREF="pudm271.html">271</A>] [<A HREF="pudm272.html">272</A>] [<A HREF="pudm273.html">273</A>] [<A HREF="pudm274.html">274</A>] [<A HREF="pudm275.html">275</A>] [<A HREF="pudm276.html">276</A>] [<A HREF="pudm277.html">277</A>] [<A HREF="pudm278.html">278</A>] [<A HREF="pudm279.html">279</A>] [<A HREF="pudm280.html">280</A>] [<A HREF="pudm281.html">281</A>] [<A HREF="pudm282.html">282</A>] [<A HREF="pudm283.html">283</A>] [<A HREF="pudm284.html">284</A>] [<A HREF="pudm285.html">285</A>] [<A HREF="pudm286.html">286</A>] [<A HREF="pudm287.html">287</A>] [<A HREF="pudm288.html">288</A>] [<A HREF="pudm289.html">289</A>] [<A HREF="pudm290.html">290</A>] [<A HREF="pudm291.html">291</A>] [<A HREF="pudm292.html">292</A>] [<A HREF="pudm293.html">293</A>] [<A HREF="pudm294.html">294</A>] [<A HREF="pudm295.html">295</A>] [<A HREF="pudm296.html">296</A>] [<A HREF="pudm297.html">297</A>] [<A HREF="pudm298.html">298</A>] [<A HREF="pudm299.html">299</A>] [<A HREF="pudm300.html">300</A>] [<A HREF="pudm301.html">301</A>] [<A HREF="pudm302.html">302</A>] [<A HREF="pudm303.html">303</A>] [<A HREF="pudm304.html">304</A>] [<A HREF="pudm305.html">305</A>] [<A HREF="pudm306.html">306</A>] [<A HREF="pudm307.html">307</A>] [<A HREF="pudm308.html">308</A>] [<A HREF="pudm309.html">309</A>] [<A HREF="pudm310.html">310</A>] [<A HREF="pudm311.html">311</A>] [<A HREF="pudm312.html">312</A>] [<A HREF="pudm313.html">313</A>] [<A HREF="pudm314.html">314</A>] [<A HREF="pudm315.html">315</A>] [<A HREF="pudm316.html">316</A>] [<A HREF="pudm317.html">317</A>] [<A HREF="pudm318.html">318</A>] [<A HREF="pudm319.html">319</A>] [<A HREF="pudm320.html">320</A>] [<A HREF="pudm321.html">321</A>] [<A HREF="pudm322.html">322</A>] [<A HREF="pudm323.html">323</A>] [<A HREF="pudm324.html">324</A>] [<A HREF="pudm325.html">325</A>] [<A HREF="pudm326.html">326</A>] [<A HREF="pudm327.html">327</A>] [<A HREF="pudm328.html">328</A>] [<A HREF="pudm329.html">329</A>] [<A HREF="pudm330.html">330</A>] [<A HREF="pudm331.html">331</A>] [<A HREF="pudm332.html">332</A>] [<A HREF="pudm333.html">333</A>] [<A HREF="pudm334.html">334</A>] [<A HREF="pudm335.html">335</A>] [<A HREF="pudm336.html">336</A>] [<A HREF="pudm337.html">337</A>] [<A HREF="pudm338.html">338</A>] [<A HREF="pudm339.html">339</A>] [<A HREF="pudm340.html">340</A>] [<A HREF="pudm341.html">341</A>] [<A HREF="pudm342.html">342</A>] [<A HREF="pudm343.html">343</A>] [<A HREF="pudm344.html">344</A>] [<A HREF="pudm345.html">345</A>] [<A HREF="pudm346.html">346</A>] [<A HREF="pudm347.html">347</A>] [<A HREF="pudm348.html">348</A>] [<A HREF="pudm349.html">349</A>] [<A HREF="pudm350.html">350</A>] [<A HREF="pudm351.html">351</A>] [<A HREF="pudm352.html">352</A>] [<A HREF="pudm353.html">353</A>] [<A HREF="pudm354.html">354</A>] [<A HREF="pudm355.html">355</A>] [<A HREF="pudm356.html">356</A>] [<A HREF="pudm357.html">357</A>] [<A HREF="pudm358.html">358</A>] [<A HREF="pudm359.html">359</A>] [<A HREF="pudm360.html">360</A>] [<A HREF="pudm361.html">361</A>] [<A HREF="pudm362.html">362</A>] [<A HREF="pudm363.html">363</A>] [<A HREF="pudm364.html">364</A>] [<A HREF="pudm365.html">365</A>] [<A HREF="pudm366.html">366</A>] [<A HREF="pudm367.html">367</A>] [<A HREF="pudm368.html">368</A>] [<A HREF="pudm369.html">369</A>] [<A HREF="pudm370.html">370</A>] [<A HREF="pudm371.html">371</A>] [<A HREF="pudm372.html">372</A>] [<A HREF="pudm373.html">373</A>] [<A HREF="pudm374.html">374</A>] [<A HREF="pudm375.html">375</A>] [<A HREF="pudm376.html">376</A>] [<A HREF="pudm377.html">377</A>] [<A HREF="pudm378.html">378</A>] [<A HREF="pudm379.html">379</A>] [<A HREF="pudm380.html">380</A>] [<A HREF="pudm381.html">381</A>] [<A HREF="pudm382.html">382</A>] [<A HREF="pudm383.html">383</A>] [<A HREF="pudm384.html">384</A>] [<A HREF="pudm385.html">385</A>] [<A HREF="pudm386.html">386</A>] [<A HREF="pudm387.html">387</A>] [<A HREF="pudm388.html">388</A>] [<A HREF="pudm389.html">389</A>] [<A HREF="pudm390.html">390</A>] [<A HREF="pudm391.html">391</A>] [<A HREF="pudm392.html">392</A>] [<A HREF="pudm393.html">393</A>] [<A HREF="pudm394.html">394</A>] [<A HREF="pudm395.html">395</A>] [<A HREF="pudm396.html">396</A>] [<A HREF="pudm397.html">397</A>] [<A HREF="pudm398.html">398</A>] [<A HREF="pudm399.html">399</A>] [<A HREF="pudm400.html">400</A>] [<A HREF="pudm401.html">401</A>] [<A HREF="pudm402.html">402</A>] [<A HREF="pudm403.html">403</A>] [<A HREF="pudm404.html">404</A>] [<A HREF="pudm405.html">405</A>] [<A HREF="pudm406.html">406</A>] [<A HREF="pudm407.html">407</A>] [<A HREF="pudm408.html">408</A>] [<A HREF="pudm409.html">409</A>] [<A HREF="pudm410.html">410</A>] [<A HREF="pudm411.html">411</A>] [<A HREF="pudm412.html">412</A>] [<A HREF="pudm413.html">413</A>] [<A HREF="pudm414.html">414</A>] [<A HREF="pudm415.html">415</A>] [<A HREF="pudm416.html">416</A>] [<A HREF="pudm417.html">417</A>] [<A HREF="pudm418.html">418</A>] [<A HREF="pudm419.html">419</A>] [<A HREF="pudm420.html">420</A>] [<A HREF="pudm421.html">421</A>] [<A HREF="pudm422.html">422</A>] [<A HREF="pudm423.html">423</A>] [<A HREF="pudm424.html">424</A>] [<A HREF="pudm425.html">425</A>] [<A HREF="pudm426.html">426</A>] [<A HREF="pudm427.html">427</A>] [<A HREF="pudm428.html">428</A>] [<A HREF="pudm429.html">429</A>] [<A HREF="pudm430.html">430</A>] [<A HREF="pudm431.html">431</A>] [<A HREF="pudm432.html">432</A>] [<A HREF="pudm433.html">433</A>] [<A HREF="pudm434.html">434</A>] [<A HREF="pudm435.html">435</A>] [<A HREF="pudm436.html">436</A>] [<A HREF="pudm437.html">437</A>] [<A HREF="pudm438.html">438</A>] [<A HREF="pudm439.html">439</A>] [<A HREF="pudm440.html">440</A>] [<A HREF="pudm441.html">441</A>] [<A HREF="pudm442.html">442</A>] [<A HREF="pudm443.html">443</A>] [<A HREF="pudm444.html">444</A>] [<A HREF="pudm445.html">445</A>] [<A HREF="pudm446.html">446</A>] [<A HREF="pudm447.html">447</A>] [<A HREF="pudm448.html">448</A>] [<A HREF="pudm449.html">449</A>] [<A HREF="pudm450.html">450</A>] [<A HREF="pudm451.html">451</A>] [<A HREF="pudm452.html">452</A>] [<A HREF="pudm453.html">453</A>] [<A HREF="pudm454.html">454</A>] [<A HREF="pudm455.html">455</A>] [<A HREF="pudm456.html">456</A>] [<A HREF="pudm457.html">457</A>] [<A HREF="pudm458.html">458</A>] [<A HREF="pudm459.html">459</A>] [<A HREF="pudm460.html">460</A>] [<A HREF="pudm461.html">461</A>] [<A HREF="pudm462.html">462</A>] [<A HREF="pudm463.html">463</A>] [<A HREF="pudm464.html">464</A>] [<A HREF="pudm465.html">465</A>] [<A HREF="pudm466.html">466</A>] [<A HREF="pudm467.html">467</A>] [<A HREF="pudm468.html">468</A>] [<A HREF="pudm469.html">469</A>] [<A HREF="pudm470.html">470</A>] [<A HREF="pudm471.html">471</A>] [<A HREF="pudm472.html">472</A>] [<A HREF="pudm473.html">473</A>] [<A HREF="pudm474.html">474</A>] [<A HREF="pudm475.html">475</A>] [<A HREF="pudm476.html">476</A>] [<A HREF="pudm477.html">477</A>] [<A HREF="pudm478.html">478</A>] [<A HREF="pudm479.html">479</A>] [<A HREF="pudm480.html">480</A>] [<A HREF="pudm481.html">481</A>] [<A HREF="pudm482.html">482</A>] [<A HREF="pudm483.html">483</A>] [<A HREF="pudm484.html">484</A>] [<A HREF="pudm485.html">485</A>] [<A HREF="pudm486.html">486</A>] [<A HREF="pudm487.html">487</A>] [<A HREF="pudm488.html">488</A>] [<A HREF="pudm489.html">489</A>] [<A HREF="pudm490.html">490</A>] [<A HREF="pudm491.html">491</A>] [<A HREF="pudm492.html">492</A>] [<A HREF="pudm493.html">493</A>] [<A HREF="pudm494.html">494</A>] [<A HREF="pudm495.html">495</A>] [<A HREF="pudm496.html">496</A>] [<A HREF="pudm497.html">497</A>] [<A HREF="pudm498.html">498</A>] [<A HREF="pudm499.html">499</A>] [<A HREF="pudm500.html">500</A>] [<A HREF="pudm501.html">501</A>] [<A HREF="pudm502.html">502</A>] [<A HREF="pudm503.html">503</A>] [<A HREF="pudm504.html">504</A>] [<A HREF="pudm505.html">505</A>] [<A HREF="pudm506.html">506</A>] [<A HREF="pudm507.html">507</A>] [<A HREF="pudm508.html">508</A>] [<A HREF="pudm509.html">509</A>] [<A HREF="pudm510.html">510</A>] [<A HREF="pudm511.html">511</A>] [<A HREF="pudm512.html">512</A>] [<A HREF="pudm513.html">513</A>] [<A HREF="pudm514.html">514</A>] [<A HREF="pudm515.html">515</A>] [<A HREF="pudm516.html">516</A>] [<A HREF="pudm517.html">517</A>] [<A HREF="pudm518.html">518</A>] [<A HREF="pudm519.html">519</A>] [<A HREF="pudm520.html">520</A>] [<A HREF="pudm521.html">521</A>] [<A HREF="pudm522.html">522</A>] [<A HREF="pudm523.html">523</A>] [<A HREF="pudm524.html">524</A>] [<A HREF="pudm525.html">525</A>] [<A HREF="pudm526.html">526</A>] [<A HREF="pudm527.html">527</A>] [<A HREF="pudm528.html">528</A>] [<A HREF="pudm529.html">529</A>] [<A HREF="pudm530.html">530</A>] [<A HREF="pudm531.html">531</A>] [<A HREF="pudm532.html">532</A>] [<A HREF="pudm533.html">533</A>] [<A HREF="pudm534.html">534</A>] [<A HREF="pudm535.html">535</A>] [<A HREF="pudm536.html">536</A>] [<A HREF="pudm537.html">537</A>] [<A HREF="pudm538.html">538</A>] [<A HREF="pudm539.html">539</A>] [<A HREF="pudm540.html">540</A>] [<A HREF="pudm541.html">541</A>] [<A HREF="pudm542.html">542</A>] [<A HREF="pudm543.html">543</A>] [<A HREF="pudm544.html">544</A>] [<A HREF="pudm545.html">545</A>] [<A HREF="pudm546.html">546</A>] [<A HREF="pudm547.html">547</A>] [<A HREF="pudm548.html">548</A>] [<A HREF="pudm549.html">549</A>] [<A HREF="pudm550.html">550</A>] [<A HREF="pudm551.html">551</A>] [<A HREF="pudm552.html">552</A>] [<A HREF="pudm553.html">553</A>] [<A HREF="pudm554.html">554</A>] [<A HREF="pudm555.html">555</A>] [<A HREF="pudm556.html">556</A>] [<A HREF="pudm557.html">557</A>] [<A HREF="pudm558.html">558</A>] [<A HREF="pudm559.html">559</A>] [<A HREF="pudm560.html">560</A>] [<A HREF="pudm561.html">561</A>] [<A HREF="pudm562.html">562</A>] [<A HREF="pudm563.html">563</A>] [<A HREF="pudm564.html">564</A>] [<A HREF="pudm565.html">565</A>] [<A HREF="pudm566.html">566</A>] [<A HREF="pudm567.html">567</A>] [<A HREF="pudm568.html">568</A>] [<A HREF="pudm569.html">569</A>] [<A HREF="pudm570.html">570</A>] [<A HREF="pudm571.html">571</A>] [<A HREF="pudm572.html">572</A>] [<A HREF="pudm573.html">573</A>] [<A HREF="pudm574.html">574</A>] [<A HREF="pudm575.html">575</A>] [<A HREF="pudm576.html">576</A>] [<A HREF="pudm577.html">577</A>] [<A HREF="pudm578.html">578</A>] [<A HREF="pudm579.html">579</A>] [<A HREF="pudm580.html">580</A>] [<A HREF="pudm581.html">581</A>] [<A HREF="pudm582.html">582</A>] [<A HREF="pudm583.html">583</A>] [<A HREF="pudm584.html">584</A>] [<A HREF="pudm585.html">585</A>] [<A HREF="pudm586.html">586</A>] [<A HREF="pudm587.html">587</A>] [<A HREF="pudm588.html">588</A>] [<A HREF="pudm589.html">589</A>] [<A HREF="pudm590.html">590</A>] [<A HREF="pudm591.html">591</A>] [<A HREF="pudm592.html">592</A>] [<A HREF="pudm593.html">593</A>] [<A HREF="pudm594.html">594</A>] [<A HREF="pudm595.html">595</A>] [<A HREF="pudm596.html">596</A>] [<A HREF="pudm597.html">597</A>] [<A HREF="pudm598.html">598</A>] [<A HREF="pudm599.html">599</A>] [<A HREF="pudm600.html">600</A>] [<A HREF="pudm601.html">601</A>] [<A HREF="pudm602.html">602</A>] [<A HREF="pudm603.html">603</A>] [<A HREF="pudm604.html">604</A>] [<A HREF="pudm605.html">605</A>] [<A HREF="pudm606.html">606</A>] [<A HREF="pudm607.html">607</A>] [<A HREF="pudm608.html">608</A>] [<A HREF="pudm609.html">609</A>] [<A HREF="pudm610.html">610</A>] [<A HREF="pudm611.html">611</A>] [<A HREF="pudm612.html">612</A>] [<A HREF="pudm613.html">613</A>] [<A HREF="pudm614.html">614</A>] [<A HREF="pudm615.html">615</A>] [<A HREF="pudm616.html">616</A>] [<A HREF="pudm617.html">617</A>] [<A HREF="pudm618.html">618</A>] [<A HREF="pudm619.html">619</A>] [<A HREF="pudm620.html">620</A>] [<A HREF="pudm621.html">621</A>] [<A HREF="pudm622.html">622</A>] [<A HREF="pudm623.html">623</A>] [<A HREF="pudm624.html">624</A>] [<A HREF="pudm625.html">625</A>] [<A HREF="pudm626.html">626</A>] [<A HREF="pudm627.html">627</A>] [<A HREF="pudm628.html">628</A>] [<A HREF="pudm629.html">629</A>] [<A HREF="pudm630.html">630</A>] [<A HREF="pudm631.html">631</A>] [<A HREF="pudm632.html">632</A>] [<A HREF="pudm633.html">633</A>] [<A HREF="pudm634.html">634</A>] [<A HREF="pudm635.html">635</A>] [<A HREF="pudm636.html">636</A>] [<A HREF="pudm637.html">637</A>] [<A HREF="pudm638.html">638</A>] [<A HREF="pudm639.html">639</A>] [<A HREF="pudm640.html">640</A>] [<A HREF="pudm641.html">641</A>] [<A HREF="pudm642.html">642</A>] [<A HREF="pudm643.html">643</A>] [<A HREF="pudm644.html">644</A>] [<A HREF="pudm645.html">645</A>] [<A HREF="pudm646.html">646</A>] [<A HREF="pudm647.html">647</A>] [<A HREF="pudm648.html">648</A>] [<A HREF="pudm649.html">649</A>] [<A HREF="pudm650.html">650</A>] [<A HREF="pudm651.html">651</A>] [<A HREF="pudm652.html">652</A>] [<A HREF="pudm653.html">653</A>] [<A HREF="pudm654.html">654</A>] [<A HREF="pudm655.html">655</A>] [<A HREF="pudm656.html">656</A>] [<A HREF="pudm657.html">657</A>] [<A HREF="pudm658.html">658</A>] [<A HREF="pudm659.html">659</A>] [<A HREF="pudm660.html">660</A>] [<A HREF="pudm661.html">661</A>] [<A HREF="pudm662.html">662</A>] [<A HREF="pudm663.html">663</A>] [<A HREF="pudm664.html">664</A>] [<A HREF="pudm665.html">665</A>] [<A HREF="pudm666.html">666</A>] [<A HREF="pudm667.html">667</A>] [<A HREF="pudm668.html">668</A>] [<A HREF="pudm669.html">669</A>] [<A HREF="pudm670.html">670</A>] [<A HREF="pudm671.html">671</A>] [<A HREF="pudm672.html">672</A>] [<A HREF="pudm673.html">673</A>] [<A HREF="pudm674.html">674</A>] [<A HREF="pudm675.html">675</A>] [<A HREF="pudm676.html">676</A>] [<A HREF="pudm677.html">677</A>] [<A HREF="pudm678.html">678</A>] [<A HREF="pudm679.html">679</A>] [<A HREF="pudm680.html">680</A>] [<A HREF="pudm681.html">681</A>] [<A HREF="pudm682.html">682</A>] [<A HREF="pudm683.html">683</A>] [<A HREF="pudm684.html">684</A>] [<A HREF="pudm685.html">685</A>] [<A HREF="pudm686.html">686</A>] [<A HREF="pudm687.html">687</A>] [<A HREF="pudm688.html">688</A>] [<A HREF="pudm689.html">689</A>] 


    Последнее добавление: 03.06.2014     Всего: 689  
  Чайковский Петр Ильич (1840 - 1893)
Чайковский Петр Ильич (1840 - 1893)
П.И. Чайковский родился в семье горного инженера. В 1850—59 учился в училище правоведения в Петербурге, в 1859—63 служил в Министерстве юстиции. В 1861 поступил в музыкальные классы Петербургского отделения Русского музыкального общества (с 1862 — Петербургская консерватория). Занимался у Н. И. Зарембы (теоретические предметы) и А. Г. Рубинштейна (сочинение). В 1865 окончил консерваторию с отличием. В 1866—1878 профессор Столичной консерватории по классам свободного сочинения, гармонии и инструментовки (среди учеников — С. И. Танеев). В педагогических целях перевёл несколько музыкально-теоретических трудов, написал учебник «Руководство к практическому изучению гармонии» (1872). В 1868 впервые выступил в печати как музыкальный критик. В 1871—76 работал музыкальным рецензентом московских газет «Современная летопись» и «Русские ведомости», борясь за утверждение реалистических принципов в отечественной музыке. Художественные и общественные интересы сблизили Чайковского с Н. Г. Рубинштейном, критиками Н. Д. Кашкиным, Г. А. Ларошем, а так-же с Л. Н. Толстым, А. Н. Островским, артистами Малого театра, в том числе с П. М. Садовским, и др. Связям Чайковского с прогрессивными идейно-художественными течениями 60-х гг. 19 в. способствовало общение (во время частых поездок в Петербург) с членами «Могучей кучки». Уже в 1866—1877 (московский период) приходит расцвет творчества Чайковского, в эти годы созданы: 3 симфонии («Зимние грёзы», 1866; 1872, 2-я ред. 1879; 1875: начата так-же 4-я симфония), несколько программных оркестровых сочинений, в том числе увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869, 2-я ред. 1870, 3-я — 1880), симфоническая фантазии «Буря» (1873) и «Франческа да Римини» (1876), 1-й концерт для фортепьяно с оркестром и «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром (1875), «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), 3 струнных квартета (1871, 1874, 1876), оперы «Воевода» (1868), «Ундина» (1869, уничтожена Чайковским в 1873), «Опричник» (1872), «Кузнец Вакула» (1874, 2-я ред. — «Черевички», 1885), балет «Лебединое озеро» (1876), музыка к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (1873), фортепианные пьесы (в т. ч. цикл «Времена года», 1876), романсы и др. В 1868—72 Ч. так-же переложил для фортепиано в 4 руки 50 русских народных песен из сборников К. П. Вильбоа и М. А. Балакирева, отредактировал сборник русских песен, собранных В. П. Прокуниным. Осенью 1877 Чайковский уехал за границу, где продолжал работу над 4-й симфонией (1876—77) и оперой «Евгений Онегин» (1877—78, пост. 1879, силами учащихся Столичной консерватории; 1881, Большой театр). Благодаря материальной поддержке Н. Ф. фон Мекк (с которой в 1876—90 вёл обширную дружескую переписку, но никогда не виделся) Чайковский смог полностью отдаться композиторскому труду. До 1885 жил то за рубежом (Швейцария, Италия, Франция), то на родине (чаще всего у собственной сестры А. И. Давыдовой в имении Каменка на Украине). Произведения этого периода — оперы «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883), кантата «Москва» (1883); «Торжественная увертюра 1812 год» (1880), «Итальянское каприччио» (1880) и 3 сюиты (1879, 1880, 1883) для оркестра, концерт для скрипки с оркестром (1878), фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882, на смерть Н. Г. Рубинштейна), 2-й концерт для фортепиано с оркестром (1880), «Большая соната» для фортепиано (1878) и др. демонстрируют разнообразие творческих интересов, мастерское использование широкого круга жанрово-стилистических средств. С 1885 Чайковский обосновался в Подмосковье (с 1892 — в Клину). С середины 80-х гг. возобновил активную музыкально-общественную деятельность. Часто бывая в Столице и Петербурге, участвовал в музыкальной жизни, в особенности в мероприятиях Русского музыкального общества (был избран директором Московского отделения общества, 1885) и Столичной консерватории. Премьера оперы «Черевички» в Большом театре (1887) положила начало его дирижёрским выступлениям. В 1887—93 он дирижировал своими преимущественно симфоническими сочинениями, а так-же операми в России и за рубежом. Его творчество получило высокую оценку; в 1892 он был избран член-корреспондентом Академии изящных искусств (Франция), в 1893 ему была присуждена почётная степень доктора музыки Кембриджского университета. В 1885—93 Чайковский создал ряд выдающихся произведений, чередуя трагедийные полотна (оперы «Чародейка», 1887; «Пиковая дама», 1890; программная симфония «Манфред», 1885; 5-я симфония, 1888; 6-я «Патетическая» симфония, 1893) с партитурами, в которых торжествуют свет и радость (балеты «Спящая красавица», 1889; «Щелкунчик», 1892; опера «Иоланта», 1891; оркестровая сюита «Моцартиана», 1887).

Одна из вершин художественного реализма, музыка Чайковского принадлежит к высшим достижениям отечественной культуры наряду с творчеством А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Вместе с крупнейшими представителями «Могучей кучки» Чайковский входит в плеяду русских музыкальных классиков — продолжателей глинкинских традиций. Тему остроконфликтной серьёзной борьбы человека за право на счастье Чайковский сделал основной в своём творчестве, поднявшись до подлинно трагедийных высот. Чуткий лирик-психолог, он глубоко раскрывал внутренний мир человека. Его увлекали шедевры Данте и У. Шекспира, Пушкина и Дж. Байрона, Н. В. Гоголя и А. Н. Островского, события и колорит различных исторических эпох, картины народной жизни, обрисовка разнохарактерных персонажей, образов природы, сказочная романтика, передача детского мировосприятия. При этом в центре внимания Чайковского всегда находились близкие ему самому чувства, выражаемые с покоряющей правдивостью. Чайковский оперировал богатейшим арсеналом художественных средств, накопленных мировой музыкальной классикой. Но главными источниками его мелодически щедрой музыкальной речи, ярко демократичной и параллельно новаторской по силе лирико-драматической экспрессии, явились русская народная песня (преимущественно городского склада) и русский бытовой романс. Чайковский воплощал настроения, характеры, философские раздумья в их диалектически-сложном, нередко противоречивом непрерывном становлении и развитии при широких образных обобщениях и высоком жизнеутверждающем пафосе. Чайковский — один из величайших композиторов-симфонистов, достойный преемник Л. Бетховена. Симфоническое мышление Чайковского ярко проявилось в различных произведениях его обширного многогранного наследия, для которого характерно взаимообогащение вокальных и инструментальных жанров (в частности, оперы и симфонии). Среди 10 опер Чайковского выделяются написанные на пушкинские сюжеты «Евгений Онегин» (лирические сцены, новейший тип оперы), где композитор воплотил свой идеал «интимной, но сильной драмы», и «Пиковая дама» — непревзойдённая по психологической глубине вокально-симфоническая трагедия. Значительность содержания и параллельно доходчивость выражения отличают оркестровые (программные и непрограммные) произведения Чайковского; его поздние симфонии (4—6-я) — подлинные «инструментальные драмы». 3 балета Чайковского, в которые он внёс принципы симфонической драматургии, ознаменовали новейший этап в истории этого жанра. Популярны концертно-инструментальные (особенно 1-й концерт для фортепиано с оркестром), а так-же камерные сочинения Чайковского, среди которых выделяются многочисленные (104) романсы. Великое гуманистическое искусство Чайковского, оказавшее плодотворное воздействие на многих композиторов конца 19—20 вв., является неиссякаемым источником высоких реалистических традиций для передового музыкального творчества. Музыка Чайковского пользуется всемирной славой. Именем Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, Пермский театр оперы и балета, концертный зал в Столице. С 1958 в Столице проводится Международный конкурс им. Чайковского. Мемориальные музеи Чайковского имеются в Клину, Воткинске, Каменке (Музей Пушкина и Чайковского).

Перечень источников:

                       Библиография:  I

Чайковский П. Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка. Т. 2. М., 1953; т. 3-А. М., 1957; т. 5. М., 1959; т. 6. М., 1961; т. 7. М., 1962; т. 8. М., 1963; т. 9. М., 1965; т. 10. М., 1966; т. 11. М., 1966; т. 12. М., 1970; т. 13. М., 1971; т. 14. М., 1974; т. 15-А. М., 1976; т. 15-Б. М., 1977; т. 16-А. М., 1978; т. 16-Б. М., 1979; т. 17. М., 1981
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—62, М., 1940— 1974, т. II, III, V-XVa, — Художественные произведения и переписка, М., 1953—76.

II

Чайковский М., Жизнь П. И. Чайковского, т. 1—3, М.—Лейпциг, 1900—1902.
Дни и годы П. И. Чайковского. Летопись жизни и творчества, М.—Л., 1940.
Чайковский и театр. Очерки и материалы, М.—Л., 1940.
Чайковский на столичной сцене. Первые постановки в годы его жизни, М.-Л., 1940.
П. И. Чайковский на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, Сб. статей, Л., 1941.
Ярустовский Б., Оперная драматургия Чайковского, М.-Л., 1947.
Кашкин Н. Д., Избр. очерки о П. И. Чайковском, М.-Л., 1954.
Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 2, М., 1954.
Кашкин Н. Д. Воспоминания о П. И. Чайковском.- М., 1954
Кашкин Н. Д. Избранные статьи о П. И. Чайковском.- М., 1954
Кремлев Ю., Симфонии П. И. Чайковского, М., 1955.
Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956.
Житомирский Д., Балеты Чайковского, М., 1957.
Протопопов Вл., Туманина Н., Оперное творчество Чайковского, М., 1957.
Музыкальное наследие Чайковского, М., 1958.
Домбаев Г. С., Творчество П. И. Чайковского в материалах и документах, М., 1958.
Николаева Н., Симфонии П. И. Чайковского, М., 1958.
Должанский А. Музыка Чайковского. Симфонические произведения. Научно-популярные очерки.- Л., 1960
Туманина Н. В., Чайковский и музыкальный театр, М., 1961.
Чайковский. Путь к мастерству, М., 1962.
Давыдов Ю. Записки о П. И. Чайковском.-М., 1962
Яковлев В. В., Избр. труды о музыке, т. 1, М., 1964.
Чайковский. Великий мастер, М., 1968.
Туманина Н. Чайковский. Великий мастер.- М., 1968
Альшванг А., П. И. Чайковский, 3 изд., М., 1970.
Оперы П. И. Чайковского. Путеводитель.- М., 1970.
Цуккерман В., Выразительные средства лирики Чайковского, М., 1971.
Асафьев Б. О музыке Чайковского. Избранное. - Л., 1972
Воспоминания о П. И. Чайковском, 2 изд., М., 1973.
Ларош Г. А., Избр. очерки, в. 2 — П. И. Чайковский, М., 1975.
Ларош Г. Избранные статьи, вып. 2. П. И. Чайковский.- Л., 1975
Аншаков Б. Я. Илья Петрович Чайковский : очерки жизни и деятельности / Б. Я. Аншаков. - 2-е изд., испр. и доп. - Ижевск : Удмуртия, 1979. - 108 с. : ил.
Воспоминания о П. И. Чайковском (сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. Ред. В. В. Протопопов). 3-е изд.-М., 1979; 4-е изд.-Л., 1980.
Петр Ильич Чайковский. – М., Музыка, 1983. – 189 с.
Музей-усадьба П.И.Чайковского в Воткинске. Открытки. – М., Планета. – 1988. – 15 с.
На родине П.И. Чайковского: Фотокнига. – Ижевск, 1990. – 160 с.
Пролеева В. И. К родословной П. И. Чайковского : жизнь и деятельность П. Ф. Чайковского / В. И. Пролеева ; Музей-усадьба П. И. Чайковского в Воткинске. - Ижевск : Удмуртия, 1990. - 31 с. : ил. - Библиогр. в примеч. : с. 30-32.
Чайковский Илья Петрович // Энциклопедия земли Вятской. - Киров, 1996. - Т. 6 : Знатные люди. - С. 481.
Чайковский Илья Петрович // Уральская историческая энциклопедия. - Екатеринбург, 2000. - С. 592.
П. И. Чайковский и Удмуртия : к родословной : сб. док. / Центр. гос. арх. Удмурт. Респ. ; сост. Н. Г. Пушкарева, Г. И. Самарцева ; пер. предисл. на англ. яз. Н. Н. Бычковой. - Ижевск : Удмуртия, 2001. - 147 с., [6] л. ил.
Великий Чайковский. – Ижевск, Регион-Пресс, 2005. – 184 с.
Ясаков Г.К. Воткинские рассказы о Чайковских. – Ижевск, 2006. – 94 с.
Рогалёв В.В. С любовью к П.И. Чайковскому. – Ижевск, 2008. – 79 с.
Конарева Ю. Илья Петрович Чайковский / Ю. Конарева // Воткинские Вести. - 2008. - 25 апр.
У истоков музыки. Воткинск - родина П.И. Чайковского. – Ижевск, 2008. – 112 с.


   ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

   УКАЗАТЕЛЬ РАЗДЕЛОВ

Программное обеспечение сайта, дизайн, оригинальные тексты, идея принадлежат авторам и владельцам сайта www.alibudm.ru
Информация о изданиях, фотографии обложек, описание и авторские рецензии принадлежат их авторам, издателям и рецензентам.
Copyright © 2007 - 2014      Проект:   Книги Удмуртии - почтой



Рейтинг@Mail.ru www.izhevskinfo.ru